Проект «Школа Минпросвещения России» – это формирование «стандарта качества условий», необходимых и достаточных для организации эффективного обучения, воспитания и развития обучающихся, а также плана его практического внедрения в каждой общеобразовательной организации Российской Федерации.
«Реализация проекта «Школа Минпросвещения России»
«Без современного качественного доступного образования, причем во всех регионах страны, невозможно добиться ничего в сфере развития. Должен, безусловно, соблюдаться базовый принцип системы российского образования — это справедливость, то есть доступность качественного образования для каждого ребенка в соответствии с его интересами и способностями, причем независимо от того, где он живет — в городе или деревне, в Москве или любом другом регионе страны, независимо от того, где учится — в государственной школе или частной, и, конечно, независимо от социального статуса и доходов родителей». В.В. Путин
Для реализации этого принципа справедливости, доступности и универсальности образования был разработан проект «Школа Минпросвещения России». С сентября текущего года реализацию проекта планируется запустить в тех российских школах, которые сами изъявят желание присоединиться к нему. Основываясь на полученном положительном опыте, в 2023 году новая модель может быть масштабирована в рамках всей страны.
В соответствии с представленной концепцией в развитии единого образовательного пространства выделяются пять магистральных направлений, в центре которых стоит ученик: качество и объективность знаний, здоровье, творчество, воспитание, профориентация. Эти направления дополняются ещё тремя составляющими: учитель, школьный климат и образовательная среда (это три кита, на которых базируется современное образование).
Реализация проекта затрагивает такие вопросы, как качество получаемых знаний, формирование инклюзивного пространства, решение широкого круга воспитательных задач, развитие дополнительного образования, реализация здоровьесберегающих технологий и психологическое сопровождение обучающихся, а также ряд других вопросов. Министерство просвещения также готовит методические рекомендации для того, чтобы дать всем учебным заведениям ориентиры для достижения результатов.
Проект направлен на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», на достижение целей, целевых показателей и результатов национального проекта «Образование».
В проекте «Школа Минпросвещения России» реализованы следующие приоритетные направления современной стратегии развития российского образования:
— формирование единого образовательного пространства, обеспечивающего качественное доступное общее образование во всех регионах страны для каждого ребенка в соответствии с его потребностями и интересами независимо от социальных и экономических факторов (достаток семьи, особенности здоровья, укомплектованность образовательной организации и её материальная обеспеченность и др.);
— укрепление единой воспитывающей среды, ориентированной на формирование патриотизма, российской гражданской идентичности, духовно-нравственной культуры на основе российских традиционных духовных и культурных ценностей;
— обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.
Целью концепции проекта «Школа Минпросвещения России» является системное описание ключевых характеристик и параметров эталонной модели школы, обеспечивающих оптимальные (необходимые и достаточные) качественные условия обучения и воспитания каждого школьника в современных социально-экономических и геополитических реалиях для формирования и воплощения идеологии «единого образовательного пространства».
Миссия «Школы Минпросвещения России» заключается в том, что школа становится центром образования, воспитания и просвещения, объединяющим территориально и духовно детей и взрослых, разные поколения, разные профессии, разные социальные группы для обретения смысла жизни через познание, созидание, нравственные ценности для творческого построения будущего каждого и всех в России.
Задачами концепции проекта «Школа Минпросвещения России» служат:
- (Во-первых)Определение единых магистральных направлений деятельности школ, формирующих единое образовательное пространство.
- Формирование эталонной модели школы будущего с выделением единых критериев и активностей (учитывающих в том числе этнокультурные особенности) ее функционирования, обеспечивающей доступность качественного образования и предоставляющей равные возможности для всех обучающихся.
- Формирование механизмов синхронизации и взаимодействия образовательных и учебных процессов (рабочие учебные программы, учебное расписание занятий, оценочные процедуры результатов обучения, линейка учебников, показателей деятельности) в существующей системе школьного образования, нормативных и методических документов, создание мотивирующих инструментов саморазвития и роста общеобразовательных организаций.
- Закрепление статуса учителя как основополагающего элемента в системе качественного российского образования и становления российской гражданственности подрастающего поколения.
- Формирование механизмов вовлечения и поддержки семьи в процесс социализации, выбора жизненного пути, формирования мировоззрения и субъективного благополучия ребёнка.
- Формирование личностных результатов обучающихся на основе развития их самосознания, самоопределения, смыслообразования и морально-этической ориентации.
- Закрепление всеобщей ответственности за качественное отечественное образование подрастающего поколения страны (родители, государство, профессиональные и бизнес-сообщества, средства массовой информации, общественные объединения, местные территориальные сообщества).
Единое образовательное пространство – инструмент формирования и палитра смыслообразования желаемого «образа будущего» российской отечественной школы – системы требований к деятельности школы, которые являются ее программой развития. При этом механизмы, пути и способы достижения обозначенных целей у каждой школы могут быть собственные, уникальные и неповторимые. Важно отметить, что несоответствие текущего состояния образовательной организации уровню достижения «Школы Минпросвещения России» не приведет к снижению уровня финансирования, понижению статуса школы, снижению заработной платы педагогических работников и т.п. Разработанная концепция направлена на формирование потенциала дальнейшего развития и представляет собой перспективный план деятельности школьного коллектива, включающего педагогов, школьников, родителей, заинтересованной общественности.
Проект «Школа Минпросвещения России» объединяет все реализуемые в настоящее время механизмы сохранения и укрепления образовательного суверенитета страны.
Миссия Проекта – способствовать созданию равных условий для получения каждым обучающимся доступного качественного образования независимо от места проживания, социального статуса и доходов родителей (законных представителей) на основе единого образовательного пространства Российской Федерации, укрепления образовательного суверенитета страны, сохранения традиционных российских духовно-нравственных ценностей, использования достижений отечественной науки и технологий1.
Проектом определены пять магистральных направлений и три ключевых условия, обеспечивающие равные возможности для всех школьников: «Знание»,
«Воспитание», «Здоровье», «Профориентация», «Творчество», «Учитель. Школьная команда», «Школьный климат», «Образовательная среда».
Магистральные направления и ключевые условия образуют систему ориентиров деятельности школы и основных ожидаемых результатов ее работы. При этом механизмы, пути и способы достижения этих результатов могут быть уникальными и неповторимыми, учитывающими традиции и уклад каждой конкретной образовательной организации.
В 2023 году к проекту «Школа Минпросвещения России» присоединяются все субъекты Российской Федерации. Управленческим командам школ предстоит пройти самодиагностику по показателям проекта и на основе полученных результатов спроектировать программу развития. Важно, чтобы в проектирование были вовлечены и педагоги, и родители, и сами обучающиеся. Только так, в совместном обсуждении, могут быть созданы условия для самореализации каждого школьника. В помощь школьным командам в 2023 году создается «Настольная книга директора школы» - своеобразный управленческий путеводитель, где собраны самые важные документы и эффективные практики.
Задача школы – обеспечить каждого ученика, вне зависимости от региона проживания и социокультурного контекста, качественным образованием и возможностью самореализации.
Справочно:
Проект реализуется с 2022 года. На первом этапе ‒ в 2022 году ‒ на основе инициативного вхождения общеобразовательных организаций осуществлялась апробация Проекта. Второй этап – с 2023 года – период развития Проекта.
С целью реализации магистральных направлений и обеспечения ключевых условий Проекта, на основе лучших отечественных управленческих и педагогических практик и с учетом приоритетных задач государственной политики в сфере образования, Министерством просвещения Российской Федерации совместно с подведомственными организациями, региональными институтами развития образования и общеобразовательными организациями, участвующими в пилотной апробации Проекта, разработан перечень критериев и показателей, отражающих пути совершенствования образовательной деятельности и достижения более высоких образовательных результатов.
Ожидается, что в 2023 году не менее 80% школ страны пройдут самодиагностику и приступят к разработке своих программ развития. Методика самодиагностики изложена в Концепции Проекта: https://smp.edu.ru/concept.
В процессе самодиагностики осуществляется оценка состояния общеобразовательной организации и определение соответствующего уровня (базового, среднего, высокого). Система критериев и показателей, применяемых в ходе самодиагностики участниками Проекта, разработана с учетом развития системы образования в Российской Федерации, синхронизирована с показателями самообследования образовательной организации и показателями мотивирующего мониторинга.
С июля 2023 года по пятницам в 11:00 проводится еженедельный практикоориентированный семинар «Строим «Школу Минпросвещения России». Информация о семинаре и ссылки на записи размещается на сайте Проекта в разделе «Мероприятия»: https://smp.edu.ru/events.
С сентября 2023 года по средам будет проводиться регулярный семинар
«Управленческая среда». Информация о семинаре и ссылки на записи будут также размещаться на сайте Проекта в разделе «Мероприятия».
В целях сопровождения реализации Проекта в каждом субъекте Российской Федерации назначен ответственный. Контакты региональных ответственных размещены на официальном сайте Проекта: https://smp.edu.ru/contacts.